Кроссплатформенный программы андроид иос. На чём писать мобильные кроссплатформенные приложения

  • 02.03.2023

Кроссплатформенные приложения – быть или не быть? Вопрос непростой, так как у каждого бизнеса есть свои цели и требования к мобильным приложениям. Но сегодня мы точно разберёмся в том, какая разработка подойдёт вам.

Что такое кроссплатформенные приложения?

Кроссплатформенные приложения – приложения, которые разрабатываются и затем работают сразу и на Android, и на iOS. Суть разработки в том, что исходный код приложения переводится в нативный, то есть понятный конкретному мобильному устройству. В результате программа может взаимодействовать с установленной на нём операционной системой.

Напомним: нативные приложения, в отличие от кроссплатформенных, пишутся под конкретную ОС.

Плюсы кроссплатформенной разработки

  • расширение пользовательской базы за счёт появления приложения одновременно в нескольких магазинах;
  • одинисходный код избавляет вас от необходимости нанимать нескольких разработчиков для каждой платформы;
  • 75% кодовой базы кроссплатформенного приложения можно использовать повторно, адаптируя её для новых проектов.

Минусы кроссплатформенной разработки

1. Большая зависимость от мобильного устройства

Кроссплатформенные приложения обычно не работают оффлайн. Поэтому их возможности сильно зависят от наличия у пользователя стабильного подключения к интернету. Версия операционной системы и модель аппарата тоже важны. Кроссплатформенное приложение почти гарантировано снизит производительность устройства старше одного-двух лет. В то время как нативное приложение будет стабильно работать даже на древнем гаджете с устаревшей прошивкой. Так что если не хотите, чтобы ваши клиенты читали гневные отзывы о том, как ваше приложение окончательно «добило» чей-то смартфон – выбирайте нативную разработку.

2. Недружелюбный пользовательский интерфейс

Пользователи настолько сильно привыкают к внешнему виду и функционалу своих гаджетов, что ждут от установленных на них приложений максимальной отзывчивости. Они хотят быть уверенными в том, что каждая кнопка будет на своём законном месте, что прокрутка страницы будет идти с оптимальной для них скоростью, а на любое их действие последует незамедлительная реакция. Кроссплатформенные приложения обычно с трудом адаптируются к устройству, да и быстродействием похвастаться не могут.

Проблема в том, что для кроссплатформенной разработки не бывает гайдлайнов – стандартов разработки от создателей ОС. Поэтому кроссплатформенное приложение, сделанное «под Android», не будет удобным пользователю iOS, и наоборот. Можно, конечно, создать отдельные дизайны для каждой платформы, но по объёму трудозатрат это будет равно созданию двух разных приложений, хоть и на одном языке.

3. Борьба за первенство среди инструментов разработки

На рынке решений для кроссплатформенной разработки конкуренция ужесточается с каждым днём. Пока что наибольшей популярностью у разработчиков пользуются React Native и Xamarin, но их вполне может опередить, например, Vue Native. В таком случае экс-лидеры гонки лишатся важнейшего преимущества – оперативной поддержки кода. И такое может произойти с любым кроссплатформенным инструментом.

Нативной разработке подобная проблема не страшна. Внедрение новых инструментов происходит постепенно, а знание нескольких языков программирования, обязательное для узкого специалиста, позволит ему быстро разобраться со всеми нововведениями. Кроме того, существуют огромные профессиональные сообщества вокруг каждой операционной системы, в результате чего любая возникшая сложность решается поиском подобной проблемы на форумах, где тысячи людей готовы подсказать и помочь ее решить.

Какое приложение подойдёт вашему бизнесу?

Перед тем, как ответить на этот вопрос, крайне важно проанализировать свой бизнес. Потребительские сегменты, ценность временных и денежных ресурсов, желательная глубина интеграции приложения с устройствами пользователей плюс чётко очерченные долгосрочные цели – тот минимум, от которого будет зависеть ваш выбор. Но мы сделаем его проще, если вы прямо сейчас ответите на соответствующие вопросы.

1. Чем пользуется ваша аудитория?

Если вы знаете, что соотношение количества пользователей iOS и Android среди ваших клиентов близко к пропорции 50 на 50, выбирайте нативную разработку. Так вы покажете, что в равной степени уважаете потребности всех ваших клиентов вне зависимости от уровня их дохода.

Связь между выбором мобильного устройства и уровнем платёжеспособности в очередной раз подтвердила компания App Annie. В результате исследования числа загрузок и объёма продаж мобильных приложений в Google Play и App Store за первый квартал 2018 года выяснилось, что пользователи Android-смартфонов скачали на 135% больше приложений, чем посетители iOS-магазина. В то же время App Store принёс своим владельцам на 85% больше дохода, чем Google Play.

Путь к успеху очевиден: играть на двух полях сразу. Точнее, на двух магазинах. Просто рассчитайте, в каком из них приложение должно появиться первым. Конечно, если одновременный релиз не является частью вашей digital-стратегии).

2. Сколько у вас времени на разработку?

От ответа на этот вопрос зависят финансовые издержки проекта. Дело в том, что с точки зрения затраченного на разработку времени кроссплатформенное приложение только кажется более выгодным решением. На самом деле, его адаптация под платформы может занять почти столько же времени, сколько и создание двух нативных приложений, поскольку разработчикам придётся писать дополнительные части кода для проблемных мест.

С нативным приложением таких проблем точно не будет, что очень важно для удержания аудитории, которая крайне не толерантна к ошибкам и багам. По статистике компании Compuware, 79% пользователей готовы перезапустить приложение, если оно некорректно заработало во время первого запуска, но вот дать ему ещё один шанс согласны всего 16%. Остальные, скорее всего, просто удалят программу.

3. Какие функции устройства вы планируете использовать?

Мы уже рассказывали о том, что только нативные приложения способны воспроизводить тяжёлую графику быстро и без потери качества. Но этим технические преимущества нативной разработки не ограничиваются. В качестве примера можно взять приложение Facebook. Благодаря выпуску отдельных версий под Android и iOS прокрутка стала более плавной, сократилось время загрузки изображений и были решены все проблемы с кэшем.


Более того, нативные приложения получают прямой доступ ко всем службам устройства, что позволяет вам получить информацию о геопозиции пользователя или его списке контактов. Кроссплатформенным приложениям приходится использовать специальные нативные плагины, что отрицательно сказывается на скорости передачи данных и перегружает оперативную память устройства.

4. К каким результатам вы стремитесь?

Digital-стратегия– это список целей, которых ваша компания может достигнуть с помощью цифровых инструментов. Выбор последних во многом зависит от преимуществ, которые вы хотите получить в итоге.


Разложите процесс от идеи до результата по пунктам, учитывая все имеющиеся ресурсы. Открытия могут быть самыми неожиданными.

Например, вы можете обнаружить, что перевести ваш адаптивный сайт с множеством функций и интерактивными элементами в кроссплатформенное приложение, как вы хотели изначально, – слишком затратная задача. Или окончательно убедитесь в том, что мобильный сайт всегда проигрывает мобильному приложению – как кроссплатформенная разработка проигрывает нативной. И среди причин обнаружите те, о которых мы рассказали выше.

Вывод: кроссплатформенное приложение выгодно только в одном случае – вы создаёте демо-версию приложения, ограничены в сроках, деньгах и узкопрофильных специалистах. Во всех остальных случаях нативное приложение даст вам в разы больше преимуществ, так как это – качественно иной уровень разработки.

Рынку мобильных приложений уже больше десяти лет, однако он до сих пор бурно развивается. Спрос на со стороны компаний постоянно растёт и он всё ещё заметно превышает предложение, что приводит к постоянному удорожанию разработки. Одно из решений в удешевлении этого процесса — кроссплатформенная разработка, когда один и тот же код используется на всех платформах.

В прошлый раз мы касались кроссплатформенной разработки мобильных приложений и с тех пор многое изменилось. Настала пора поговорить о методах и инструментах снова.

Давайте для начала пройдемся ещё раз по терминологии.

Родные

Если разработчики в процессе написания приложения пользуются принятым для конкретной платформы языком программирования, будь то Objective-C и Swift для iOS или , такое приложение будет называться нативным (от англ. native — родной, естественный).

Преимущества нативных приложений:

  • скорость работы и отклика интерфейса. Приложение реагирует на нажатия мгновенно, практически отсутствуют задержки в анимации, скроллировании, получении и выводе данных;
  • понятный и простой доступ к функциям и датчикам устройства. Для разработчика не представляет проблемы работа с геолокацией, пуш-уведомлениями, съёмкой фото и видео через камеру, звуком, акселерометром и другими датчиками;
  • возможность углублённой работы с функциями смартфона. Как и в предыдущем пункте, такие вещи, как анимации, создание сложных интерфейсов и работа нейросетей прямо на устройствах реализуются, может быть, и не просто, но прогнозируемо;
  • . Нативные приложения обычно оперируют «платформенными» элементами интерфейса: меню, навигация, формы и все остальные элементы дизайна берутся от операционной системы и потому привычны и понятны пользователю.

Недостаток один — дороговизна разработки и поддержки, в том числе потому, что для каждой платформы надо писать свой код.

С ростом рынка мобильных приложений разработчики стали не просто дороги, а очень дороги, и нативная разработка — это не то, что может позволить себе каждый владелец бизнеса. Но отказ от разработки мобильного приложения в будущем может обойтись для вас дороже. Лайв Тайпинг может помочь вам сэкономить — опишите свою идею и укажите примерный бюджет, в который хочется уложиться, в .

И не родные

Кроссплатформенные приложения пишутся сразу для нескольких платформ на одном языке, отличном от нативного. Как такой код может работать на разных устройствах? Тут тоже есть два подхода.

Первый заключается в том, что на этапе подготовки приложения к публикации он превращается в нативный для определённой платформы с помощью транспилера. Фактически один кроссплатформенный язык программирования «переводится» на другой.

Второй — в том, что к получившемуся коду добавляется определённая обёртка, которая, работая уже на устройстве, на лету транслирует вызовы из неродного кода к родным функциям системы.

Предполагается, что большая часть такого кода может переносится между платформами — очевидно, что, например, логика совершения покупок, сохранения товара в корзину, просчёта маршрута для такси, написания сообщения в мессенджер не меняется в зависимости о того, Android у клиента или iOS. Нужно лишь доработать UI и UX для платформ, но сейчас, в определённых пределах, даже это можно объединить — например, меню-гамбургер активно используется как на Android, так и на iOS. Так что даже внесений исправления в интерфейс для того, чтобы приложение отвечало духу и букве нужной платформы — вопрос желания, необходимой скорости и качества разработки.

Преимущества:

  • стоимость и скорость разработки. Так как кода надо писать заметно меньше, то и стоимость работ снижается;
  • возможность использовать внутренние ресурсы компании. Как мы покажем дальше, разработку кроссплатформенных приложений зачастую можно осуществить силами уже существующих у вас программистов.

Недостатки:

  • неродной интерфейс или, как минимум, необходимость работы с интерфейсом каждой платформы отдельно. У каждой системы свои требования к дизайну элементов и иногда они взаимоисключающи. При разработке это необходимо учитывать;
  • проблемы в реализации сложных функций или возможные проблемы работы даже с простыми процедурами в силу ошибок самих фреймворков разработки. Кроссплатформенная среда лишь транслирует запросы к системным вызовам и интерфейсам в понимаемый ею, системой, формат, и потому на этом этапе возможны как сложности с пониманием, так и возникновение ошибок внутри самого фреймворка;
  • скорость работы. Так как кроссплатформенная среда является «надстройкой» над кодом (не всегда, но в определённых ситуациях), в ней возникают свои задержки и паузы в отработке действий пользователя и выводе на экран результатов. Это было особенно заметно несколько лет назад на смартфонах, более маломощных относительно сегодняшних, однако сейчас, с ростом производительности мобильных устройств, этим уже можно пренебречь.

Как видите, эти два метода практически являются зеркальным отражением друг друга — то, что плюсы у нативной разработки приложений, минусы у кроссплатформенной, и наоборот.

Популярные платформы и инструменты кроссплатформенной мобильной разработки

Как мы написали выше, есть два подхода — превращение кода в нативный на этапе сборки или добавление определённой обёртки, транслирующей вызовы к системе и от неё.

Cordova и PWA — два инструмента, работающие как раз в идеологии обёртки.


Cordova и HTML5

Одно из самых популярных направлений в кроссплатформенном программировании, которое часто по-народному называют PhoneGap. Фактически создаётся мобильный сайт, который «оборачивается» небольшим платформенным кодом, транслирующим вызовы от системы к приложению и обратно.

Все недостатки и достоинства тут выражены как нигде ярко. Вы можете использовать веб-разработчиков (HTML, CSS и JavaScript как основные технологии) и за месяц или даже пару недель сделать первую версию приложения за относительно небольшие деньги. Да, она будет подтормаживать в работе, возможно, в ней будет не совсем точная геолокация, но она будет работать на всех устройствах и позволит вам, как минимум, протестировать спрос со стороны клиентов на мобильных устройствах.

Для такого подхода создано огромное количество фреймворков, но все они делают фактически одно и тоже. Различие между ними в том, что Cordova (PhoneGap) не задаёт ограничений и шаблонов на логику и UI для вашего HTML5-проекта, а фреймворки оперируют собственными готовыми UI-элементами, имитирующими мобильные платформы, и своей логикой разработки. В качестве примера такого подхода можно указать: Ionic Framework — обёртка; Framework7, Mobile Angular UI, Sencha Touch, Kendo UI — интерфейсные фреймворки.

PWA

Модная технология от Google — это те же самые веб-приложения, но за счёт использования определённых технологий (в первую очередь это так называемые Service Worker — работающие в фоновом режиме скрипты, и Web App Manifest — описание веб-приложения в понятном для мобильной системы виде) они без обёртки из PhoneGap могут работать как нативные. Они могут устанавливаться на домашний экран в обход магазина приложений, работать в офлайне, работать с пуш-уведомлениями, с нативными функциями.

Проблема в том, что не все платформы даже сейчас поддерживают эти «определённые технологии». В первую очередь это касается Apple, которой, видимо, очень не нравится возможность распространять приложения в обход App Store.

Учтя все недостатки HTML5-решений, многие компании создали инструменты, которые позволяют писать код на одном, не нативном, языке, а он потом транслируется в нативный. Так убивается два зайца одновременно: кодовая база получается одна, а приложения получаются максимально близки к нативному.


Xamarin

Платформа компании Microsoft. Используется стандартный для Enterprise-разработки язык программирования С#, кроссплатформенная среда разработки — Visual Studio. На выходе — нативные приложения для iOS, Android и Windows. Правда, относительно большого размера.

React Native

Платформа от — приложения пишутся на JavaScript и с использованием CSS-подобных стилей. Интерфейс получается родной, а код интерпретируется уже на платформе, что придаёт ему нужную гибкость.

Будучи относительно молодой платформой, React Native пока очевидно (хоть и не катастрофически) страдает от недостатка средств разработки и документации.

Flutter

Естественно, не мог обойти тему кроссплатформенной разработки Android и iOS-приложеий и такой гигант, как Google. Flutter, пока, правда, существующий только в бета-версии, исповедует отличный от React Native и Xamarin подход. Он не превращает исходный код в нативный, который выполняется платформой, а на самом деле рисует окно на экране смартфона и отрисовывает все элементы сам. В качестве языка используется «фирменный» Dart, который Google создал как усовершенствованную версию JavaScript.

У этого есть как преимущества (например, внешне идентичные интерфейсы), так и недостатки (например, перерисовка интерфейса требует определённых затрат памяти и процессорного времени).

Платформа быстро развивается и Google вкладывает в это много сил и средств. Но по сравнению с Flutter даже React Native кажется вполне устоявшейся и впечатляющей экосистемой.

Что выбрать

У вас уже наверняка пошла голова кругом, а понимания что выбрать, так и не появилось. Давайте представим простой список вопросов, который вам поможет:

  • должно хоть как-то работать на любом устройстве? Выбирайте HTML как основу;
  • у вас достаточно средств, нет спешки и вы хотите самое качественное приложение? Вам прямой путь в нативную разработку ;
  • у вас есть «встроенный» веб-разработчик или вы просто хотите быстро и просто попробовать мобильное приложение в деле? Тут можно рекомендовать Cordova/HTML или PWA ;
  • у вас есть собственная CRM-система и поддерживающий ее C#-разработчик? Берите Xamarin ;
  • вы «хотите попробовать», но надо сделать всё красиво и модно? Смотрите в сторону React Native или Flutter .

Можно зайти и с другой стороны. Посмотрите на функциональность, которая вам потребуется в приложении, и исходите из этого:

  • простое приложение-визитка? Возьмите React Native или HTML5 и вы получите две платформы за минимальную цену;
  • у вас есть сайт с большой посещаемостью и вам нужно протестировать гипотезу присутствия в мобильном пространстве? HTML5 ;
  • сложные приложения с доступом к нужным функциям устройств? Нативная разработка, Xamarin, React Native .

Кроссплатформенная разработка — не панацея

При выборе нужно исходить из поставленных задач и существующих ресурсов. Кроссплатформенная разработка — хорошее и понятное направление, но со своими преимуществами и недостатками, которые нужно иметь в виду ещё до запуска проекта. Сделанное кроссплатформенное приложение очевидно лучше несделанного нативного. Вы можете быстро и дёшево разработать его, загрузить в магазин и просто проверить спрос со стороны пользователей — ищет ли кто приложение от вас, устанавливает ли, какие функции использует. По результатам такого эксперимента можно будет решать судьбу мобильного направления в вашей компании и инвестиций в него.

У вас остались сомнения и вопросы о кроссплатформенных приложениях? Почитайте о том, как мы создавали приложение для быстрого получения абонемента в одно из спортивных заведений города и попробуйте приложение для оплаты всевозможных видов услуг — от ЖКХ до заказов в интернет-магазинах. А лучше запишитесь на бесплатную консультацию, с указанием примерного бюджета и кратким описанием идеи или свяжитесь с нашим менеджером Катей по телефону

Смартфоны продолжают отвоевывать все больше места под солнцем не только как инструмент потребления фотографий котиков и ххх-роликов, но и в качестве рабочего инструмента. Поэтому и спрос на мобильную разработку растет. Принято считать, что тру и кул - это Objective-C/Swift для iOS и Java/Kotlin для Android. Спору нет, тру и кул, но существует большое количество реальных сценариев, в которых использование кросс-платформенных фреймворков более предпочтительно в сравнении с нативными инструментами.

Одни разработчики ждут от кросс-платформенных фреймворков решения всех своих жизненных проблем, другие же воспринимают их в штыки. В обоих «враждующих лагерях» есть свои заблуждения, вызванные непониманием того, как и что работает. Это подливает масла в огонь, так как вместо технических доводов в ход идут эмоции.

Также среди разработчиков, особенно начинающих, существует множество мифов о кросс-платформенных мобильных фреймворках. В нашей статье мы разберем самые популярные из них. Но для начала посмотрим на мобильную разработку глазами бизнеса, дающего деньги на весь айтишный блек-джек.

Зачем нужны кросс-платформенные инструменты?

Исторически на рынке компьютеров всегда была конкуренция, и каждый производитель предоставлял оптимальный набор так называемых нативных (родных) инструментов для разработки приложений под свои операционные системы и устройства.

Нативные инструменты = предоставляются владельцем экосистемы.

Все остальные признаки «нативности» ВТОРИЧНЫ - поведение и интерфейс приложений, доступ к возможностям ОС, производительность и прочее.

К тому же практически всегда оказывалось, что нативные инструменты несовместимы друг с другом не только на уровне языков разработки, принятых соглашений и архитектур, но и на уровне механизмов работы с операционной системой и библиотеками. В результате для реализации одних и тех же алгоритмов и интерфейсов требовалось написать приложение для нескольких сред на разных языках программирования, а потом его поддерживать из расчета «одна команда на платформу». При этом возможности и внешний вид приложений на разных платформах практически всегда идентичны на 90%. Сравни ради интереса реализацию любимых программ для iOS и Android.

Второй важный момент - наличие необходимых знаний и опыта внутри команды: если их нет, то потребуется время на обучение.

Для того чтобы решить обе эти проблемы, на рынке уже давно появились инструменты кросс-платформенной разработки (не только mobile), предлагающие:

  • максимизировать общую базу кода на едином языке программирования, чтобы продукт было проще разрабатывать и поддерживать;
  • использовать существующие компетенции и специалистов для реализации приложений на новых платформах.

Так как языков программирования (и сред) сейчас наплодилось очень много (и специалистов, владеющих этими языками), то и инструментов для кросс-платформенной разработки существует изрядное количество. Мы в качестве примера остановимся на популярных в наших краях PhoneGap, Xamarin, React Native и Qt .


Теперь можно поговорить и о мифах.

Миф 1. Магия

Самый частый миф, будоражащий умы начинающих девелоперов, связан с верой в сверхалгоритмы (и сверхпрограммистов, их создавших), которые волшебным образом превращают кросс-платформенные приложения в нативные. Что-то в духе «преобразования кода JavaScript в Swift и дальнейшая компиляция уже Swift-приложения». Этот миф подогревают и сами разработчики кросс-платформенных инструментов, обещая на выходе создание «нативных приложений». И не то чтобы кто-то здесь лукавил, но богатая фантазия и непонимание базовых механизмов иногда наводят разработчиков на мысли о шаманских приемах.

Главный принцип, лежащий в основе кросс-платформенных решений, - разделение кода на две части:

  • кросс-платформенную , живущую в виртуальном окружении и имеющую ограниченный доступ к возможностям целевой платформы через специальный мост;
  • нативную , которая обеспечивает инициализацию приложения, управление жизненным циклом ключевых объектов и имеет полный доступ к системным API.


Для того чтобы связывать между собой мир «нативный» и мир «кросс-платформенный», необходимо использовать специальный мост (bridge) , именно он и определяет возможности и ограничения кросс-платформенных фреймворков.

При использовании bridge производительность всегда снижается за счет преобразования данных между «мирами», а также конвертации вызовов API и библиотек.

Итак, все кросс-платформенные приложения обязаны иметь нативную часть, иначе операционная система просто не сможет их запустить. Поэтому давай рассмотрим подробнее, какие системные API и механизмы предоставляются самими iOS, Android и Windows. Переходим к следующему мифу.

Миф 2. Ненативно!

Итак, у нас есть кросс-платформенная часть приложения, живущая в виртуальном окружении и взаимодействующая с операционной системой через инфраструктуру фреймворка и мост.

Все операционные системы: iOS, Android и Windows UWP - предоставляют доступ к следующим подсистемам (наборы системных API):

  • WebView (встроенный в приложение веб-браузер) используется в гибридных приложениях на базе PhoneGap и фактически выступает средой выполнения локального веб-сайта;
  • JavaScript-движки используются в React Native и аналогах для быстрого выполнения JS-кода и обмена данными между Native и JS;
  • OpenGL ES (или DirectX) используется в игровых движках и приложениях на Qt/QML или аналогах для отрисовки интерфейса;
  • UI-подсистема отвечает за нативный пользовательский интерфейс приложения, что актуально для React Native и Xamarin.


Кросс-платформенные приложения имеют нативную часть и такой же полный доступ к системным API, что и «нативные» приложения. Разница в том, что вызов системного метода идет через мост и инфраструктуру фреймворка:

WebView - приложение живет в своем веб-браузере по аналогии с одностраничным веб-сайтом. Нет доступа к нативным контролам (кнопки, списки и прочее), все основано на HTML/CSS/JavaScript. С другой стороны, веб-разработчик почувствует себя как рыба в воде.

JavaScript-движки стали популярны относительно недавно, так как в iOS подобный механизм был добавлен только в версии 7.0. Из особенностей стоит учитывать необходимость сериализации в JSON сложных структур данных, передаваемых между средами JavaScript и Native. Если коротко описать подобный класс решений, то в JavaScript-среде выполняется JS-код, управляющий нативным приложением.

OpenGL ES и DirectX являются подсистемами низкого уровня и используются для отрисовки пользовательского интерфейса в играх и, например, Qt/QML. То есть при использовании OpenGL/DirectX разработчики сами рисуют контролы и анимации, которые могут быть лишь похожи на нативные. С другой стороны, это подсистема низкого уровня с очень высокой производительностью, поэтому она используется и в кросс-платформенных игровых движках.

Все кросс-платформенные приложения имеют нативную часть, а следовательно, потенциально такой же полный доступ к системным API, что и «нативные». Также кросс-платформенные приложения собираются и упаковываются «нативными» инструментами в «нативные» установочные пакеты. Ключевой вопрос - как организовано взаимодействие между кросс-платформенной частью и нативной. Например, внутри WebView или с помощью Open GL ES / DirectX нет возможности создать пользовательский интерфейс с полностью нативным look’n’feel, но при этом есть полный доступ к GPS, Push-уведомлениям и другой функциональности. А код на JavaScript или C# вполне свободно может управлять нативным приложением и его поведением, обеспечивая полностью нативный look’n’feel.

Если резюмировать - то да, «ненативно» с точки зрения используемых инструментов разработки (не от Apple, Google). Но приложение может быть полностью нативным с точки зрения доступа к системным API и обеспечивать полностью нативный внешний вид и поведение. А мы движемся к следующему мифу.

Миф 3. Костыль на костыле

Здесь стоит понимать, что нативные API по умолчанию костылями не считаются (хотя и здесь есть разные мнения), поэтому все негодование направлено на кросс-платформенную часть. Очевидно, что исполняющую среду (например, WebView, JavaScript-движок или Mono) костылем тоже назвать сложно - взрослые зрелые решения с длительной историей.

Похоже, что костылем называют то, как кросс-платформенная часть интегрируется с нативной. Чтобы лучше понять, как работают различные фреймворки, мы на примере PhoneGap, Xamarin, Qt и React Native рассмотрим те механизмы операционных систем, которые используются для связывания кросс-платформенной и «нативной» частей.

Начнем мы с PhoneGap. Ниже представлена верхнеуровневая архитектура приложения на базе этого фреймворка.



Приложение на PhoneGap - это по факту нативное приложение, которое в качестве единственного UI-контрола отображает WebView. Именно через него и идет взаимодействие с нативной частью. Все стандартные WebView в iOS, Android и Windows UWP поддерживают возможность добавить свои нативные обработчики для JS-свойств и методов. При этом JS-код живет в своей изолированной среде и ничего не знает о нативной части - просто дергает нужные JS-методы или меняет нужные JS-свойства. Все внутри стандартного вебовского DOM, в который просто добавляются новые элементы, связанные с нативной реализацией.



При создании приложений на React Native разработчику практически всегда будет необходимо реализовывать нативную часть на Objective-C, Java или C#, а само управление нативным приложением будет идти из JavaScript. По факту JavaScript-движок - это элемент WebView, который доступен отдельно. Взаимодействие идет через такой же JS-мост, как и в случае с PhoneGap. Однако в React Native JS-код управляет не вебовским DOM-деревом, а нативным приложением.

Необходимо учитывать, что из-за ограничений iOS (нет возможности реализовать JIT) код JavaScript на лету интерпретируется, а не компилируется. В целом это не особо сказывается на производительности в реальных приложениях, но помнить об этом стоит.

Теперь рассмотрим классический Xamarin.iOS и Xamarin.Android, так как Xamarin.Forms (поддерживающий Windows UWP) - это надстройка над ними.



Xamarin использует библиотеку Mono для взаимодействия с целевой операционной системой, которая позволяет вызывать нативный код с помощью механизма P/Invoke . Он же задействуется и для общения с нативными API в iOS/Android. То есть для всех публичных нативных API-методов создаются обертки на C#, которые, в свою очередь, вызывают системные API. Таким образом, из Xamarin-приложения можно обращаться ко всем системным API.

И в завершение рассмотрим Qt, так как о нем появляется много вопросов от опытных разработчиков.



Qt - «вещь в себе», в этом есть и плюсы, и ограничения. Библиотеки Qt просто подключаются к системным API на C++, которые есть во всех операционных системах. Для отрисовки пользовательского интерфейса используются механизмы низкого уровня, но свой графический движок, поддерживающий стилизации «под нативку». При этом на Android приходится обращаться к Java API через специальный мост (JNI bridge), а для Windows UWP использовать конвертер вызовов Open GL ES в DirectX, так как Open GL недоступен для UWP.

Подведем итог: все кросс-платформенные фреймворки используют стандартные нативные возможности операционных систем, являются зрелыми, создаются опытными командами и сообществом open source при поддержке гигантов IT-индустрии. И наконец, пришло время для самого «сильного» аргумента.

Миф 4. Медленно

Важный козырь, которым любят пользоваться в спорах о кросс-платформенных фреймворках, - низкая производительность. Опять же, смотря что с чем сравнивать и в каких попугаях считать.

Напомним, что особенность кросс-платформенных приложений заключается в параллельном существовании двух миров, связанных мостом:

  • PhoneGap: HTML/JS и Native Java / Objective-C / C#;
  • React Native: JS и Native Java / Objective-C / C#;
  • Xamarin: Mono и Native Java / Objective-C;
  • Qt: С++ и Native Java / Objective-C.

Таким образом, при сравнении производительности надо учитывать скорость работы:

  • кросс-платформенной части;
  • нативной части;
  • моста.

Если набрать в поисковике, например, react native vs swift performance, то можно посмотреть множество различных тестов, и во многих из них отмечается, что производительность резко падает при активном использовании моста, включая активное манипулирование UI из кросс-платформенного кода. Для Xamarin ситуация выглядит таким же образом - кросс-платформенная часть очень быстра и сопоставима с нативной в обработке данных, однако при использовании моста может падать производительность. Qt вообще работает на уровне С++, который быстр сам по себе. Если же рассматривать решения на базе PhoneGap, то здесь производительность будет сильно зависеть от WebView, но все же не следует активно менять UI в JavaScript-коде или проводить научные вычисления.

Медленно? Да, возможны падения производительности при неумелом взаимодействии с операционной системой через мост. Однако сами по себе кросс-платформенные миры такие же быстрые, как и нативные.

Мобильные приложения стали неизменным спутником нашей жизни. С их помощью мы можем не только развлекаться и упрощать свою жизнь, совершать покупки или заказывать те или иные услуги онлайн, но и продвигать свой бизнес, увеличивать клиентскую базу, а, следовательно, и умножать прибыль. И если в необходимости создания приложения для своего дела сомнений ни у кого возникнуть не может, то вот с выбором типа mobile-app могут появиться некоторые сложности.

Все современные приложения для мобильных устройств можно разделить на нативные и кроссплатформенные, и каждая из этих двух групп имеет как свои сильные стороны, так и свои недостатки.

Нативными являются приложения, разработанные конкретно под определенную платформу на соответствующем языке программирования. Так, при создании приложения под Android используется Java, а для IOS-приложений – Objective-c или Swift. При создании таких проектов специалисты учитывают все особенности платформ, особое внимание уделяя UI/UX дизайну, требованиям/рекомендациям разработчиков операционных систем, а также последним тенденциям в mobile-индустрии. Один специалист не сможет в полной мере владеть всеми указанными выше языками, поэтому для разработки одного нативного продукта под разные платформы необходимо подключать разных разработчиков, а это – дополнительные расходы, да и время разработки будет внушительным. Но при этом приложения будут «заточены» под определенную платформу, получат доступ к внутренним ресурсам и функциям устройства и будут работать максимально эффективно.

Несмотря на немалый список достоинств нативных разработок, клиенты не всегда хотят тратить время и деньги на их разработку, подключая к процессу создания нескольких мастеров. Оптимальным вариантом в таких случаях является кроссплатформенная разработка, позволяющая создавать приложения под любые платформы с использованием стандартных web-технологий. При этом разработкой может заниматься один человек, обладающий необходимыми знаниями и опытом работы с HTML5, JavaScript и CSS3. Кроссплатформенные разработки могут быть скомпилированы в файл.apk для Android и в.ipa для IOS . Таким образом, на основе одной разработки можно получить два приложения под популярные операционные системы, потратив на это меньше времени и денег. Однако подобные разработки имеют и свои недостатки, поэтому к каждому конкретному случаю крайне желательно подходить индивидуально и выбирать наиболее подходящий вариант –нативная или кроссплатформенная разработка.

Клиентская и серверная части приложения

Большая часть серьезных приложений имеет свою клиентскую часть, которую часто называют frontend, и серверную – backend. Фронтенд отвечает за то, что вы увидите на экране своего мобильного устройства, то есть все визуальное представление приложения, включая дизайн, размеры и расположение окон, меню, кнопок, стрелок и любых других элементов. Также фронтенд отвечает за реакцию приложения на те или иные действия пользователя, направленные на переход в разные разделы аппа, вызов новых меню и так далее.

Бэкенд является серверной частью приложения и расположен на удаленном сервере, который может находиться где-угодно и управляться с помощью самых разнообразных программных средств. Взаимосвязь между клиентской и серверной частью осуществляется благодаря API (интерфейсу для программирования приложений). Другими словами, API – некий посредник между frontend и backend, который передает запросы от клиентской части к серверу, возвращая необходимые пользователю данные.

Разработка фронтенда

Клиентская часть приложения крайне важна, поскольку именно с ней будет иметь дело сам пользователь и от удобства frontend будет зависеть его общее представление о работе аппа. Ее можно разрабатывать как вручную, но для этого необходимо хорошо разбираться в HTML5, CSS3 и java-script, так и с помощью так называемых фреймворков. В первом случае часто используется среда разработки Apache Cordova, которая также широко известна под названием PhoneGap. Используя эту среду, можно создавать приложения для любых платформ применяя web-технологии, которые Cordova преобразует в понятный для конкретной платформы код. Cordova открывает фактически неограниченные возможности для web-разработчиков, которым совсем не обязательно изучать Objective-C или Swift, Java или Kotlin для создания приложений под определенные операционные системы.

В то время, как Cordova не имеет ограничений в UI и логике, фреймворки предлагают готовые шаблонные решения. С одной стороны, это существенно ускоряет и упрощает процесс разработки, поскольку специалист может использовать уже готовые кнопки, списки, поля ввода, карточки и прочие UI-элементы. С другой стороны, специалист может использовать для разработки лишь те инструменты и элементы, которые доступны в выбранном фреймворке. Самым популярным из них считается Ionic, позволяющий создавать кроссплатформенные приложения на любой вкус. В этом фреймворке есть большая встроенная коллекция стандартных элементов, которые визуально имитируют нативные приложения, но их дизайн в случае необходимости можно изменить. При этом разработчик может подключать множество дополнительных плагинов, расширяющих возможности ionic framework, причем созданный на этом фреймворке проект можно запускать прямо в окне браузера и оценивать, как будет выглядеть и работать создаваемое приложение без необходимости использования эмулятора или установки на смартфон.

Разработка бэкенда

В то время, как клиентской частью занимаются дизайнеры и разработчики, обладающие знаниями в HTML, CSS, JS и фреймворках, бэкендом занимаются программисты другого профиля. Для настройки серверов могут использоваться разные языки программирования и инструменты, главное, должным образом настроить их работу и взаимосвязь с клиентской частью. Здесь необходимо использовать подходящие системы управления БД (базами данных). Это может быть традиционный MySQL, Redis, PostgreSQL или любая другая БД (например, MongoDB), которая подходит для реализации конкретного проекта и в которой бэкенд-разработчик хорошо разбирается. Для создания серверной части приложения разработчики могут использовать PHP, NodeJS, C#, Ruby, Python, Java и другие языки программирования.

Специалисты mobile-студии KitApp подходят к вопросу разработки frontend и backend частей комплексно и максимально ответственно. Наши разработчики создадут для вас кроссплатформенное приложение любой сложности и направленности максимально быстро и качественно! Свяжитесь с нами, и наши специалисты оперативно проконсультируют вас по всем интересующим вопросам!